?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 Июль 2009 @ 16:14
Фотограф Едыге Ниязов: «В девяностых я радовался беляшу»  
Фотограф Едыге Ниязов на прошлой неделе побывал в Омске. Причин для визита было две. Во-первых, у Едыге Ниязова в музее имени Врубеля открылась персональная выставка, во-вторых, мастеру хотелось пообщаться с омскими фотографами. Оба события стали праздниками, как для маэстро, так и для омских любителей фотографии.

Photobucket


- Едыге Решатович, вы довольно поздно пришли в фотографию, как это получилось?
- Я историк по образованию, работал в школе, и мне предложили вести краеведческий кружок. Нужно было применять в работе фотографию, и мой ученик меня научил пользоваться «Зенитом». Потом я начал снимать какие-то пейзажики «для себя». Но что такое настоящая фотография, понял значительно позднее. И вот, до сих пор болею этим творчеством. Фотография делает меня счастливым, потому, что я что-то создаю, и потому, что я имею благодаря фотографии полноценное общение с себе подобными.
- А как вы относитесь к коммерческой фотографии?
- С печалью наблюдаю за деградацией искусства. Но я думаю, что подлинная фотография, заслонённая на время глянцем, всё равно пробьётся. Куча раскрученных ничтожеств на плаву, но, по гамбургскому то счёту известно кто есть кто.
- Но ведь сейчас всем управляют деньги, на авторском искусстве не заработаешь, а вы говорите, что подлинное искусство возродится, как?
- Я в это верю. Деньги не могут быть у человека на первом месте, не деньги дарят людям счастье, хоть они и нужны. Мне жалко молодых, которые лишены возможности, какую имел когда-то я, ездить в отпуск в Москву и Ленинград, и ходить целый месяц по театрам, выставкам, концертам, но процент талантливых людей от этого меньше не становится, и им необходимо жизненное пространство. В общем, жизнь на гламуре не заканчивается.
- Почему вы с вашей известностью живёте в Павлодаре?
- Инертность моя виной. Моя мать жила в Павлодаре, я после университета приехал жить в Павлодар. У меня был соблазн уехать в Москву в девяностых, когда я сидел несколько лет без зарплаты, мне предлагали набрать там учеников. Но, увы, я не решился, в Павлодаре у меня дом, родственники, друзья. Единственное чего я хочу, иметь возможность ездить в Москву, как это было когда-то в советские времена.
- У вас огромная галерея портретов деятелей питерского музыкального и художественного андеграунда - Цой, Новиков, Богомолов, - откуда у вас к ним интерес, вы же люди разных поколений?
- Очень интересные типажи, и люди интересные. Сам по себе андеграунд меня мало интересовал. Авангардное искусство меня до сих пор мало волнует. К року я отношусь спокойно, зарубежный не люблю, а вот «АукцЫон», «Кино», «ДДТ» иногда слушаю, есть в них какая-то оригинальность. Вообще же, это были всё люди во многом трагической судьбы. Их не принимали, иногда преследовали, но и счастливы они были по-своему. И трагическое сочетание творческой наполненности с неполной её реализацией стало причиной гибели в молодости многих из них.
- А было у вас когда-нибудь желание нравиться своим творчеством?
- Подспудно оно есть у каждого, всё зависит от того, кому хочется нравиться. Широким массам угождать у меня желания никогда не было, а вот себе подобным, тем, кто понимает фотографию, – было. Может, из-за ориентации на элитарность у меня и сорвался план создания в Алма-Ате фотоакадемии? Один мой ученик стал олигархом, а фотографию любить не перестал, он то и предложил мне основать академию фотографии. Уже было куплено здание, решался вопрос со статусом. Но он развёлся, и бывшая жена его подставила так, что он теперь вынужден скрываться за рубежом, а его жёнушка, хапанувшая у него большие деньги, через год скончалась. Вот такие превратности судьбы.
- А как вы переживали девяностые?
- Я в художественном музее отгородил себе маленькую каморку, думал, может, кто портрет захочет сделать. Не очень-то хотели. Правда, иногда мне удавалось заработать двести российских рублей, я был счастлив, и шёл в кулинарку покупать себе беляш и кофе. Это сейчас я набрал учеников, и уже могу себе позволить какие-то продукты. Но, знаете, никогда у меня от отсутствия денег не было подавленного состояния. Я сам себе удивлялся.
- А правительство Казахстана фотографу с мировым именем не хотело помочь?
- У! Да кому я нужен?! Никто ни разу помощи из чиновников не предложил.
- А ностальгии у вас нет по прежним временам?
- Нет, ностальгии, чтобы сидеть и скулить по прошлому – нет. Меня интересует сегодняшний день и будущее. Единственное чего мне хочется, что молодые талантливые ребята имели возможность развивать свои способности. Таких возможностей в Советском Союзе было больше.
- Скажите, а чем фотограф отличается от нефотографа?
- Ненормальностью! Фотография – это такая сладостная зараза, и объяснить это словами невозможно. Нужно просто этим дышать.
 
 
 
Александр Румянцев (Alex Rumm)choba_san on Июль, 8, 2009 09:37 (UTC)
удивительный человек - сколько ни разговаривали всегда мало.
basilleusbasilleus on Июль, 8, 2009 10:04 (UTC)
Он про вас такого же мнения? )
Александр Румянцев (Alex Rumm)choba_san on Июль, 8, 2009 10:21 (UTC)
эт вряд ли
Виктория Морозоваvikenti_y on Июль, 8, 2009 12:47 (UTC)
Он обещался к инету подключиться; общались бы уже.
siboktsibokt on Июль, 8, 2009 16:57 (UTC)
спасибо за публикацию интервью. Прочитал, и открыл для себя еще одного замечательного человека. А где в сети можно увидеть работы Ниязова?
basilleusbasilleus on Июль, 9, 2009 01:13 (UTC)
Если набрать "фотоклуб "Орион" в поисковике, то там есть его страница.
(Удалённый комментарий)
basilleusbasilleus on Июль, 10, 2009 07:13 (UTC)
Согласен с "человечище"